Следующий матч 

ЦСКАРубин
-:-
18-й тур
09.03.2019,

Последний матч 

РубинАхмат
1:0
18-й тур
02.03.2019,

Турнирное положение 

#КомандаИОМячи
5ЦСКА132017-7
6Спартак М131914-13
7Оренбург131914-11
8Рубин131913-11
9Урал131614-20
10Ахмат131610-13
11Динамо М131510-10

Герман Бобек: Из Свердловска в Чебоксары переходил с письмом, подписанным Ельциным

Герман БобекВ заключительной части своего итервью спортивной редакции KazanFirst вратарь «Рубина» 60-х Герман Бобек рассказал о том, как проводил предсезонку Николай Сентябрев, сколько зарабатывали футболисты первой союзной лиги, а также высказал все, что он думает о сегодняшней работе футбольной школы родного клуба.

Первую часть можно прочитать здесь.

По итогам сезона-1965 «Рубин» впервые в своей истории получил право выступать во второй группе класса А – втором по силе дивизионе советского футбола. Но Герман Бобек поехал в Бугульму, в фарм-клуб «Рубина» «Строитель» (с 1969 года – «Нефтяник»). И только перед стартом сезона-1969 вернулся в Казань.

«Общефизическую подготовку Сентябрев проводил сам – по снегу гонял нас, как собак!»

Старший тренер "Рубина" 60-х Николай Сентябрев.

– Расскажите, как вам работалось на предсезонке у Николая Сентябрева?

– Очень здорово! Я с этим столкнулся как раз в 1969 году. Прежде всего, он делил команду на несколько групп. Была группа вратарей, группа студентов. Начинали мы в Казани, в спортзале, с декабря. Вратари занимались в маленьком зале на «Рубине», на Ленинградской в спортзале СК имени Урицкого и в спортзале ДК Урицкого, недалеко от стадиона «Тасма». В 69-м году Сентябрев пришел к выводу, что кроме привития игрокам чисто футбольных навыков необходимо развивать и координацию – с нами работал тренер-гимнаст. А еще Николай Иванович приглашал и тренера-легкоатлета. Такая подготовка шла у нас примерно месяц. Потом начинались тренировки по ОФП, эту подготовку Сентябрев проводил сам – по снегу нас гонял как собак!

– Футбольного мяча вы вообще не видели?

– Почему не видели? И с мячами работали. У Сентябрева был недельный цикл: втягивающие занятия, затем, в середине недели, ударный отрезок, а к концу – снижение нагрузок. Грамотный мужик был, я вам скажу! По его отчетам не один десяток диссертаций москвичи защитили.


1969 год. Сбор "Рубина" в Сухуми. Слева направо: Виктор Сентябрев, Герман Бобек, Александр Чиняков, Анатолий Мамочкин.

– Но ведь кроме тренировок в Казани вы и на сборы выезжали. Как они проходили?

– Что касается сборов, то когда в классе Б играли, выезжали с марта на юг. В 1965 году у нас в Фергане сборы были, а вот в 1966 году уже в феврале поехали в Душанбе, поскольку в классе А чемпионат раньше начинался. Сбор был двойной: первый, как обычно, по общефизической подготовке – после выхода из зала на грунт в мыщцах бывают страшные боли, и только дней через десять восстанавливаешься. А второй сбор был технико-тактического плана, мы наигрывали комбинации. Меня удивляет, почему сейчас такого нет. Я вам скажу, в то время в «Рубине» футболисты по уму были не хуже нынешних, игровое мышление у них было классное! Сейчас таких нет. Да, футбол изменился, но то, как человек воспринимает игру, не меняется. Мы просто не знали некоторых нюансов, уступали по технике, потому что шлифовать ее на наших «огородах» не было возможности. Те поля, что были у нас, позволяли играть только верхом.

– К тому же, техника – это то, что прививается с детства.

– Да у нас многие ребята, тот же Пензин (на фото ниже), на ушах мяч держали! Дело-то не в этом. Повторю: в то время игра другая была, потому что не было качественных полей. В Бразилии тогда тоже нормальных полей не было – такие же, как у нас, а потому они и шлифовали игру головой, игру мячом в воздухе. Но я о наших продолжу: футбол они понимали – дай бог каждому! Например, Виктор Сурков, центральный защитник: игрока такого уровня я сегодня в российском футболе не вижу! Да и вся защита была такая, что мне по воротам били очень редко. В 1966 году у меня был случай: нам играть с «Ростсельмашем», Ильяс Галимов заболел и у меня температура подскочила. Пришли ко мне ребята, старики, говорят: «Гера, давай, соберись. Мы им не дадим по воротам бить». Мы выиграли, я отыграл на ноль благодаря тому, что ребята пластались. Марков, Фомин, Власов, Сурков – к ним никогда никаких вопросов не было!

Нападающий "Рубина" Николайй Пензин.

– Что еще вы бы отметили в работе Сентябрева, глядя на нее через полвека?

– Николай Иванович сам дошел до того, что у главной команды должны быть фарм-клубы. У него молодежь и те, кто в состав не проходит, играли в Зеленодольске и Бугульме, «Прогресс» и «Нефтяник» в 1965 году выступали в одной зоне с «Рубином».

Был еще дубль, с которым Сентябрев работал сам: заканчивал тренировку и оставлял дублеров. Раньше дубль был не такой, как сейчас: в команде было 26 человек: 15-16 человек – основной состав, 10 человек – дубль, молодые ребята. Причем за дубль играли все, кому надо было восстанавливаться после болезни или травмы – у нас и Тетеркин, и Марков и другие ребята за дубль выходили. А нынешняя система мне не понятна, ведь игроки основного состава в дубле не играют – просто сидят или круги накручивают. А мы – за дубль отыграли, а на следующий день садимся на скамейку с «основой», готовы в любой момент выйти играть. Я считаю, это правильно. И потом, сейчас своих воспитанников не видно ни у кого. Ребят-то неплохих готовят, но продвижения-то у них никакого нет!

– Мне кажется, иногда молодых хороших футболистов даже умышленно придерживают…

– Не думаю, что умышленно. Просто футбол стал коммерческим, футбол испохабили…

«В «Уралмаше» получали по высшей лиге – 180 рублей оклад плюс доплата и премиальные»


1969 год. Контрольный матч на сборе. Крайний слева в кадре - Николай Сентябрев.

– Деньгами?

– И деньгами, и коммерцией. То, что мы в свое время зарабатывали, с нынешними зарплатами не сравнить! Я в 1970 году приехал в «Уралмаш», там получали по высшей лиге – 180 рублей оклад у основного игрока плюс доплата рублей сто, плюс премиальные за победу – 13 процентов от сбора за билеты. С выезда надо было справку везти, сколько денег собрали с билетов. Как-то в Таллине выиграли 2:0 – так там весь сбор был 3 рубля 80 копеек, в Прибалтике на футбол не ходили. Так что в то время намного тяжелее было работать.

Здесь автор позволит себе небольшую ремарку, особенно важную для читателей младшего поколения. В те годы, когда играл Герман Бобек, зарплата в 120 рублей считалась средней, потому что буханка хлеба стоила 16 копеек, литр молока – 24 копейки, квартплата за «двушку» составляла рублей 10-15, а на 5 рублей можно было посидеть в ресторане. Что касается зарплат футболистов, то они были регламентированы сверху. Клубы, конечно, находили лазейки – игроки помимо основного оклада получали и доплаты, числясь на различных должностях в нескольких местах, но доходы футболиста средней руки, выступающего за команду высшей лиги, превышали доходы обычного игрока, дай бог, раз в пять, а не на несколько порядков, как сегодня.

– Сейчас и тренерский состав совсем другой, – продолжает Бобек. – Если Сентябреву нужно было сделать из мусора конфетку, он ее и делал: искал игрока под команду, доводил его до ума. А сейчас поступают просто: везут готового игрока. А я смотрю, иногда они даже аут бросить не могут, а получают такие деньги. И это совершенно неправильно.

Второй момент: решение РФС о десяти иностранцах – неправильное решение (наш разговор состоялся еще до того, как министр спорта РФ Виталий Мутко заявил, что лимита «10 плюс 15» в нашем футболе не будет. – Прим. ред.). Как мы при этом можем иметь хорошую сборную? Помню, мы были на сборе в Гудауте, и туда приехала сборная СССР, три состава! И в каждом составе – по три игрока на каждую позицию! Представляете, какой фильтр был?! А сейчас мы сборную набрать не можем, игроков – по пальцам пересчитать.

28 ноября 1999 года. Матч ветеранов и воспитанников "Рубина" в честь 90-летия Николая Сентябрева. Герман Бобек - восьмой справа.

– Набрать-то наберем, вот только какого уровня….

– Раньше ведь отбирали со всех команд, со всех лиг, а сейчас же просто российских игроков нет! Ну, вы представьте, десять иностранцев можно будет на поле выпускать. Нам тут говорят, что, мол, свои будут место в составе завоевывать в конкуренции, а не из-за паспорта играть. Но если клубы десять иностранцев выпускают, ставят русского вратаря и этот состав наигрывают, а остальные – на подхвате…

– Думаю, многое здесь от трансферной политики клуба зависит, они же себе не враги.

– Клубы сейчас не игроков ищут, а стараются деньги выбить! Я сам работал главным тренером в Бугульме с 1993 по 1998 год – меня пригласили, чтобы вывести команду из любителей в третью лигу. Я вывел, мы несколько лет играли там. Честно говоря, при тех условиях, что были там, я готовил команду по системе Сентябрева. И она себя оправдала. Единственное отличие: у Сентябрева была хорошая команда, а мне запретили брать кого бы то ни было – только несколько человек из Казани взял, все остальные – местные. На сборы мы не ездили, я давал ребятам перед чемпионатом отдохнуть, и с учетом того, что команды начинали чемпионат измохряченными после сборов, я в начале сезона набирал очки, хотя все команды были на голову выше нас. Во втором круге фавориты набирали форму, а мы на том запасе сезон дотягивали, и я все время был в пятерке. Лишь в последний год стали двенадцатыми, и то сохранили место в лиге. Но у Бугульмы не было денег, поэтому играть не стали.

– В «Уралмаше» вы сколько играли?

– Да всего-ничего! Меня взяли туда в 1970 году, я прошел весь подготовительный период, а на сборе в Андижане сломался – разрыв наружной боковой связки коленного сустава и перелом в двух местах. Лечился я тогда шесть месяцев, а дубля в «Уралмаше» не было, чтобы мне форму набрать. И меня пригласили играть в Чебоксары, их команда выступала во второй лиге класса А. А тогда не разрешалось просто так из первой лиги во вторую переходить, пришлось из Свердловска письмо в Москву за подписью Бориса Ельцина везти – он тогда был первым Свердловского секретарем обкома, чтобы мне разрешили играть за Чебоксары. И я три сезона был лучшим игроком там. Но долго не смог играть – второе колено повредил.

Закончить карьеру игрока Герману Бобеку пришлось в 27 лет. Из Чебоксар вернулся в родную Казань, благо поступило предложение из республиканской ДЮСШ Министерства просвещения ТАССР. О том, как он открывал первый специализированный футбольный класс в общеобразовательной школе № 135 Казани, о самых талантливых казанских ребятах 70-80-х годов, Бобек рассказал в первой части интервью.

«У Данильянца оклад был 650 тысяч в месяц, а он ни одного человека не подготовил!»

Руководитель ЦПМФ "Рубин" в 2009-2013 годах Иван Данильянц.

– Как вы думаете, почему игроки из того «Рубина» поштучно в команды высшей лиги попадали?

– Я бы не сказал, что поштучно. Как-то, после увольнения из «Рубина» Данильянца, мне позвонил один бывший большой руководитель, спрашивает: «Герман Геогиевич, когда ты был директором школы «Рубина», у тебя какой оклад был?» 180 рублей плюс часы, говорю. «А сколько ты работал и сколько футболистов подготовил?» Ну, я посчитал: за 12 лет моей работы в школе «Рубина» в качестве замдиректора и директора мы подготовили 5 человек в высшую лигу и еще двадцать – в первую и вторую. «Да, – говорит, – приличный результат. А у Данильянца 650 тысяч в месяц оклад и ни одного человека за пять лет не подготовил». Нет, красиво жить никто не запрещает, но в мое время в школе работали люди, которые прошли через классный футбол. Я в 1973 году пришел в школу работать, и мы тогда подобрали тренеров из бывших игроков «Рубина». Голубев, Савельев, Чеблуков, Иванов, чуть позже – Семенов, Гайнутдинов. То есть люди, которым не надо говорить, кого готовить – они сами прошли через это. А сейчас…

И Герман Георгиевич рубит правду-матку о том, почему, по его мнению (подчеркиваю: по личному мнению Бобека), у нынешнего «Рубина» так туго со своими воспитанниками:

– Я открыто могу сказать, почему сейчас так получается: потому что убрали всю старую гвардию тренеров, и как раз в тот момент, когда с одной группой стали работать два тренера. Мы в свое время об этом только мечтали, ведь два тренера, работая в паре с одним возрастом 10-11 лет, получают огромный опыт и знают, как и что делать. Так приставь ты молодых ребят к опытным, а потом, когда старики на пенсию уйдут, снова добавь молодежь – вот тебе и преемственность. А вместо этого – увольнения. Сейчас среди детских тренеров «Рубина» очень мало тех, кто у нас играл, работают тренеры с первенства города – они и готовят себе подобных. А ведь чтобы подготовить футболиста к тому, куда он попадет и что от него будут требовать, нужно самому пойти через футбол.

Руководитель ЦПМФ "Рубин" Нияз Акбаров.

– А как же руководитель школы «Рубина» Нияз Акбаров?

– Да, есть Нияз, который у нас тренировался, есть Олег Нечаев, но остальные-то тренеры?

– Мне кажется, главный показатель для футбольной школы один: сколько человек из выпуска профессионально заиграют в футбол.

– Согласен, это показатель, но не суть важно, в какой команде ребята заиграют! В свое время я играл в «Рубине», а потом уехал на два года в Бугульму, у которой задачи были другие. И быстрее там себя проявил – попал в молодежную сборную России. Если у тебя, молодого, приличные задатки, в команде, которая решает задачи, тренер тебя не выпустит. Поэтому талантливому молодому футболисту надо играть где угодно, и он потом в «Рубин» попадет, если воспитывать чувство преданности клубу. Но главному тренеру зачем возиться с молодежью? Он лучше возьмет готового игрока со стороны. И это будет продолжаться.

– И в нынешнем «Рубине» тоже?

– Уверен на сто процентов, потому что был в тренерской шкуре! Пусть я и поработал с командой третьей лиги, одно понял: тренер там вообще не нужен! Нужен человек, который только деньги выбивает. Ладно, я работал в Бугульме, мэр города был моим другом, играли вместе, и я работал за идею, хотя он с меня требовал. Мы хотели восстановить тот футбол в Бугульме, какой был в 60-е годы, и сделали это. Народ стал на игры ходить, детей в школе сразу в два раза больше стало. Сейчас Бугульма – чемпион Татарии, но для нее это – тьфу! – город-то истинно футбольный! Бугульма, Зеленодольск, Чистополь – вот где исторические футбольные традиции республики…

Капитан "Рубина" 60-х годов Николай Марков.

– Сейчас мы ветеранами часто встречаемся, недавно вот были на дне рождения у Николая Ивановича Маркова, ­– рассказывает Бобек. – Нас из той плеяды осталось человек тринадцать, сейчас уже наши воспитанники на пятом десятке лет – тот же Рустем Хузин, Олежка Нечаев. И на каждой встрече говорим о сегодняшнем «Рубине», пережевываем все. Да, футбол сейчас стал другой, но нас одно коробит. Если мы раньше, выходя на поле, чувствовали поддержку зрителей – за меня, например, две улицы уж точно поболеть приходили, то сейчас я прихожу только потому, что мой клуб играет. А болеть персонально не за кого – своих нет, один Набиуллин. И нам обидно. Когда Данильянц как-то сказал, что талантов в Казани нет, я это воспринял как оскорбление. Всю жизнь у нас было полно талантливых спортсменов во всех видах спорта, а тем более в футболе. У нас в команде один-два человека приезжих играли, которых мы и не считали за приезжих, потому они сюда с семьей переезжали, получали квартиры и оставались хдесь жить.

– Я из приезжих вашей плеяды только Мурада Задикашвили назвать могу.

– А я скажу вам, кто уехал: Славка Власов, Попов, Воробьев…

– Вячеслав Булавин?

– Булавин в «Рубине» мало играл, в сборную России его взяли, когда он играл в Бугульме. А в «Зенит» попал как? В 1967 году «Зенит» на вылет стоял, но в год 50-летия революции их оставили, а высшую лигу расширили с 19 до 20 команд. Но состав весь поменяли: всех выгнали, а сборную РСФСР в полном составе взяли – так Слава оказался в «Зените».

– Везунчик?

– Что значит «везунчик»? Играл он очень прилично. Да много у нас хороших футболистов было. Тот же Кадыров, мой одногодка, по юношам друг против друга играли: он в Зеленодольске у Востокова, а я – в «Рубине» у Юры Маркова (Юрий Марков, нападающий «Искры» 1958-1961 годов, в 1974 – 1976 годах работал тренером и старшим тренером «Рубина». – Прим. ред.). Кадыров был игрок высочайшего класса, попал в состав юношеской сборной СССР. Как пас отдавал!

Владимир Кадыров.

Справка sport.kazanfirst.ru

Владимир Гиниятулович Кадыров (род.18.12.1946 в поселке Юдино Зеленодольского района ТАССР). Полузащитник. Выступал в 1964-65 годах за зеленодольский «Прогресс», в 1966-68 годах – за куйбышеские «Крылья Советов». В высшем дивизионе за «Крылья» провел 34 матча. В 1967-68 годах привлекался в ЦСКА, но не сыграл за основной состав армейцев ни одной встречи. Сезон-1969 пропустил из-за дисквалификации. С 1970 по 1974 год выступал в «Рубине», провел за казанцев 160 матчей, забил 34 мяча. Последний сезон в качестве игрока провел за горьковскую «Волгу» в 1975 году (30 матчей, 5 мячей). Осел в Горьком. По информации историка «Рубина» Александра Цыбина, там же и скончался в начале 2000-х.

«Билялетдинов на правильном пути»

Главный тренер "Рубина" Ринат Билялетдинов.

– Если сравнивать «Рубин» образца 2013 года и нынешний, вы видите ту перестройку и смену философии, о чем говорили и говорят в клубе?

– Соглашусь, перестройка идет – в то время совсем другие задачи были и, соответственно, финансовые возможности. В прежние годы все на уровне правительства решалось, и успехи того «Рубина» не случайны. Не забывайте, что нам надо было Универсиаду проводить, и под это дело и средства выделялись, чтобы Татарстану быть в элите спорта нашей страны. Наверное, в тот период такие затраты были оправданы. И команда ведь была совершенно другая, и ей везде была зеленая улица. И тот «Рубин» выполнил свои задачи на все сто пятьдесят процентов. Сейчас создается другой «Рубин», и Билялетдинову намного тяжелее: финансовые возможности совершенно другие, да и опыта такого серьезного, какой был у Бердыева, у него нет. Возможно, из-за этого наступал на одни и те же грабли, упуская победы на последних секундах. А в целом то, что он делает – нормально. На его месте лучше вряд ли что-то сделаешь, думаю, он пришел решать поставленные перед ним задачи в тех условиях и с той командой, какая есть. Не всякий бы на его месте согласился, я, например, отказался бы. Но Билялетднов рискнул – и молодец!

– А если говорить об игре команды?

– Мне нравится, как «Рубин» играет в нынешнем сезоне! Футбол стал более атакующим. Работы, конечно же, еще много, нужно усиливать заднюю линию – как вратарь, могу сказать, что Рыжикову нужен приличный дублер. Сергей здорово играет, но человек – не машина, к тому же ему уже 35 лет, где-то может и физически сдать, и психологически. Защиту усиливать надо, проблемы видны. И еще хотелось бы, чтобы у всех игроков «Рубина» были бы такие же бойцовские качества, как у Карадениза. Он мне напоминает игроков наших времен, когда бились от начала до конца, как мужики, с желанием и через боль. А в целом Билялетдинов на правильном пути, я думаю, у «Рубина» будет все в порядке. И задача попасть в еврокубки команде по силам.



Если понравился материал, нажми "Мне нравится":




Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Последние видео 

 

 

Мы в соцсетях 

Реклама